Система управления рисками является частью общей системы корпоративного управления ОАО «Технобанк» (далее - Банк) и направлена на обеспечение непрерывности деятельности в долгосрочной перспективе.

Основными целями управления рисками, как составной части процесса управления Банком являются:

  • обеспечение устойчивого развития Банка в рамках реализации его стратегии развития;

  • обеспечение и защита интересов акционеров, кредиторов, клиентов и иных лиц, заинтересованных в устойчивой работе Банка;

  • усиление конкурентных преимуществ Банка вследствие осуществления стратегического планирования с учетом уровня принимаемых рисков, повышение эффективности управления рисками и увеличение рыночной стоимости Банка, сохранение надежности Банка при расширении продуктового ряда;

  • рост доверия инвесторов за счет создания прозрачной системы управления рисками;

  • организация эффективного взаимодействия с надзорными органами.

Система управления рисками направлена на реализацию следующих задач:

  • своевременная идентификация и классификация рисков;

  • анализ, измерение, оценка рисков в соответствии с риск-профилем Банка;

  • ограничение уровня рисков, сокращение непредвиденных событий (убытков);

  • мониторинг и контроль за объемами принятого риска, реализация мер по снижению уровня принятого риска с целью его поддержания в пределах установленных ограничений;

  • развитие в Банке риск-культуры и компетенций по управлению рисками с учетом лучших мировых практик;

  • применение конкретных методов управления рисками.

Система управления рисками в Банке функционирует и развивается в соответствии со следующими принципами:

Осведомленность о риске:

  • работники Банка, совершающие операции, подверженные рискам, осведомлены о риске операций и осуществляют идентификацию, анализ и оценку рисков перед совершением операции;

  • в Банке действуют локальные правовые документы, регламентирующие порядок совершения всех операций, подверженных рискам;

  • в Банке не допускается проведение новых банковских операций при отсутствии локальных правовых актов или решений уполномоченных органов, регламентирующих порядок их совершения;

Разделение полномочий:

  • в целях предотвращения конфликта интересов обеспечивается организационное разделение подразделений и работников, ответственных за совершение операций, управление рисками и учет операций;

  • обеспечение «четырех линий» защиты:

  • принятие рисков (1-я линия защиты): бизнес-подразделения стремятся к достижению оптимального сочетания доходности и риска, осуществляют мониторинг решений по принятию риска, учитывают профили рисков клиентов при совершении операций (сделок), знают и соблюдают требования локальных правовых актов в части управления рисками;

  • управление рисками (2-я линия защиты): Управление рисков разрабатывает механизмы управления рисками, методологию, проводит оценку и мониторинг уровня рисков, подготавливает отчетность по рискам, осуществляет агрегирование рисков;

  • аудит (3-я линия защиты): Управление внутреннего аудита проводит независимую оценку качества действующих процессов управления рисками, выявляет нарушения и дает рекомендации по совершенствованию системы управления рисками;

  • в качестве 4-й линии защиты выступает регулятор (Национальный банк Республики Беларусь), а также внешние аудиторы, которые несмотря на то, что являются внешними по отношению к Банку организациями, тем не менее представляют собой важный элемент не только для системы управления рисками, но и для корпоративного управления Банком в целом;

Обеспечение независимости функций риск-менеджмента:

  • обеспечение независимости риск-менеджмента и подразделений, осуществляющих операции (сделки), подверженные рискам;

  • включение функций риск-менеджмента в процесс принятия решений на всех уровнях;

  • ограничение принимаемых рисков посредством определения риск-аппетита и его транслирование в систему лимитов и ограничений;

Контроль уровня рисков:

  • должностное лицо, ответственное за управление рисками, обеспечивает контроль уровня принимаемых рисков, уведомляет руководство Банка о принятом уровне рисков и о нарушениях локальных правовых актов Банка, регулирующих деятельность по управлению рисками;

  • использование современных технологий, а также доработка действующих программных комплексов, позволяющих идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать риски.

Управление рисками в соответствии с полномочиями, определенными Уставом и иными локальными актами Банка, осуществляют следующие участники:

  • Наблюдательный совет;

  • Комитет по рискам;

  • Должностное лицо, ответственное за систему управления рисками;

  • Правление Банка;

  • Комитет по управлению активами и пассивами, Кредитный комитет, Финансовый комитет, Комитет по управлению проблемными активами, кредитная комиссия и другие коллегиальные органы;

  • Работники Банка всех уровней.

Банк выделяет финансовые, нефинансовые риски и риски концентрации.

Финансовые риски, которые непосредственно связаны с непредвиденными изменениями объемов, доходности и структуры активов и пассивов, распределяются на четыре вида рисков:

  • кредитный;

  • рыночный, в том числе валютный, товарный, фондовый и процентный риск торгового портфеля;

  • риск ликвидности;

  • процентный риск банковского портфеля.

Нефинансовые риски включают следующие виды рисков:

  • стратегический;

  • риск потери деловой репутации;

  • операционный, в том числе правовой риск, киберриск и риск аутсорсинга.

Риски концентрации включают следующие виды рисков:

  • концентрации кредитного риска;

  • концентрации риска ликвидности (фондирования);

  • концентрации рыночного риска;

  • концентрации операционного риска.

Для обеспечения финансовой надежности и долгосрочного функционирования по каждому основному риску Банк определяет склонность к риску (риск-аппетит) и устанавливает толерантность к риску. В Банке разработаны локальные нормативные акты по управлению соответствующими рисками, определяющие подходы, методики и процедуры управления отдельными видами рисков, включающие методологию идентификации рисков, описание процессов управления отдельными видами рисков, методологию оценки, контроля, мониторинга и проведения стресс-тестирования по каждому виду риска, а также детализацию функций и порядка взаимодействия участников на всех этапах процедур управления рисками, определяются положениями.

Внутренняя процедура оценки достаточности капитала (далее – ВПОДК) является частью системы управления рисками Банка.

Цель ВПОДК заключается в выборе оптимальной стратегии, направленной с одной стороны на максимизацию прибыли Банка (рентабельности капитала), а с другой стороны – на минимизацию уровня принимаемых рисков (снижение вероятности экономического дефолта, представляющего собой уменьшение величины капитала до отрицательной величины вследствие получения убытков от реализации рисков).

К задачам, которые реализуются ВПОДК для достижения указанной цели, относятся:

  • оценка достаточности имеющегося в распоряжении Банка капитала для покрытия существенных видов рисков Банка;

  • планирование доступного и экономического капиталов исходя из результатов всесторонней оценки существенных видов рисков Банка, стресс-тестирования устойчивости Банка к внутренним и внешним факторам рисков, ориентиров развития бизнеса, предусмотренных Стратегическим планом развития ОАО «Технобанк»;

  • интегрирование ВПОДК в систему стратегического планирования Банка таким образом, чтобы результаты ВПОДК использовались при принятии решений по развитию бизнеса (формировании стратегии развития) Банка в качестве основы для оценки размера капитала, необходимого Банку для покрытия существенных видов рисков.

ВПОДК основана на следующих основных принципах:

  • пропорциональность (оценка достаточности капитала на соответствие уровню риска, сложности и масштабу деятельности Банка);

  • прогнозирование (оценка достаточности капитала учитывает не только существующие риски, которым подвержен Банк, но и потенциальные риски с учетом будущих бизнес-стратегий Банка);

  • динамичность (оценка достаточности капитала не статична, а динамична и воспроизводима на непрерывной основе в целях обеспечения Банка достаточным капиталом для покрытия рисков в каждый момент времени);

  • развитие (оценка достаточности капитала периодически пересматривается в целях выявления уязвимостей, повышения эффективности и актуализации методов и инструментов для обеспечения их соответствия изменчивой природе рисков и внутренним планам Банка).

 

Должностным лицом, ответственным за управление рисками в Банке с 22 апреля 2013 года является начальник управления рисков Хомич Людмила Викторовна. Опыт работы в банковской сфере - более 20 лет (в т.ч. на руководящих должностях - свыше 15 лет).


ОТ ИДЕИ ДО ПРИБЫЛИ - ОДИН БАНК
Перезвоните мне
Перейдите по ссылке для ознакомления с политикой обработки персональных данных ОАО «Технобанк»